Внутренний и внешний мир


Владислав Январев, 24 июня 2020

Знание немногих принципов заменяет знание множества правил.
Для меня одним из таких принципов в психологии стала идея существования двух миров – внутреннего, психического, и внешнего, физического. И, самое важное – что законы этих миров различны. То, что важно во внутреннем мире – сильные желания, касающиеся секса или борьбы за свои идеи – могут стать разрушительными во внешнем мире. И, напротив, толерантность и автоматизация, являясь эффективными вещами во внешнем мире, будучи применены ко внутреннему, могут вполне привести к его застою… и, например, депрессии.

Перейдем к примерам?
Вот фрагмент из книги Натальи Терещенко «Бабочка в кулаке, или Неуловимый оргазм» (про женскую сексуальность), показавшийся мне интересным:

– Я фригидна! У меня нет никаких желаний и возбуждения. Упражнения ваши меня ужасно раздражают. Может, попить каких-то таблеток для либидо?
– Вы вообще никогда и ни от чего не возбуждаетесь?
– Ну, только когда я сильно выпью, кажется, что я хочу секса все время. Будто нимфоманкой становлюсь.
– То есть вы очень сильно подавляете свою сексуальность в трезвом виде, а когда алкоголь снимает контроль, вы оказываетесь очень темпераментной женщиной?
– Похоже, что так. Как меня бесит это слово! Я одновременно хочу начать получать удовольствие от секса и при этом чувствую буквально омерзение, когда об этом думаю.
– Ого! Сочувствую. Карина, а что для вас означает быть сексуальной и темпераментной?
– Это значит быть слабой, бесхарактерной. Все тебя унижают, вытирают об тебя ноги. У меня мама была такой. Я с детства слышала эти звуки из спальни, видела, как приходили разные мужики и как мама пресмыкалась перед ними. Потом она жаловалась мне, десятилетней, на то, как они ей изменяли и бросали. А она лечилась от болячек, которые ей приносили эти сволочи, и продолжала их привечать. Она не могла отказать. ...
– И вы решили никогда не быть как мама? Не зависеть от мужчин? Не хотеть их?
– Да, именно так я и решила. Не поверите, у меня сейчас отличный парень, я ему доверяю и хочу, чтобы у нас все было хорошо.
...
Я обратила внимание Карины на то, что даже когда выпьет, она прекрасно держит свои границы и не попадает в какие-то неприятные истории. Ей надо было четко понять, что она – не ее мама. Она другая. И есть разные способы обращаться со своим желанием. В том числе такие, от которых самоуважение не страдает, а даже возрастает.
Когда через несколько занятий Карина стала уверенно отделять себя от мамы, я ей предложила следующее упражнение.
В каком-нибудь уличном кафе (было лето) посиди и понаблюдай за проходящими мужчинами. Разными. И замечай за собой:
– На какие особенности мужчин ты реагируешь влечением?
– Какие мужчины тебе нравятся? Какие заводят? Блондины, брюнеты, лысые? Или, может быть, важно, чтобы он был спортивным и мускулистым? Или, наоборот, утонченным и худым?
Важное уточнение: предпочтения отслеживаем не головой, а по реакциям тела.
...
Карина сначала испугалась, что таким образом будет как бы изменять своему партнеру:
– А вдруг меня и правда понесет налево? Я не хочу стать такой, как мама, и не хочу потерять те отношения, которые у меня сейчас.
– Карина, вы умеете отделять свою телесную реакцию от последующих поступков? Вы настолько импульсивны, что при первом же намеке на желание кидаетесь срочно его удовлетворять?
– Нет, конечно. Я отлично умею держать себя в руках, выбирать подходящее мне поведение и отделять то, что надо удовлетворять, от того, что мне не подходит.
– Отлично! Попробуйте исследовать свое желание, свою эмоциональную реакцию. Тут же дело не в мужчинах и не в вашем партнере! Мы изучаем собственные реакции и делаем это безопасным способом.
Через неделю Карина написала удивленное сообщение. Оказывается, в ней стало просыпаться желание даже без алкоголя.

Кстати, книга показалась мне, конечно, не гениальной, но достаточно неплохой, хотя я прочитал только ознакомительный фрагмент. Если данная тема заинтересовала, её можно найти на Литресе – Наталья приводит интересные примеры и их трактовки.

Но вернемся к примеру. Замечу, что можно рассмотреть проблему Карины именно как проблему смеси законов психического и физического мира, пошедшую от её матери. Влечение (либидо) есть часть психического мира, но его бесконтрольное воплощение в реальном мире влечет за собой множество проблем – что и подтверждает рассказанная история матери.
Карина, в свою очередь, строит свою картину миру от антитезы – от важности физического мира, но также смешивает его законы с законами мира психического. В результате полная верность партнеру обеспечивается исключительно за счет силы воли и подавления фантазий.

Если посмотреть – в чем решение, предлагаемое психологом? В эффективном различении фантазий и реальности. Вот ключевая фраза: «Карина, вы умеете отделять свою телесную реакцию от последующих поступков?»
Баланс означает принятие как правил внешнего мира, так и внутреннего – но так, чтобы они не толкались локтями. И это, как показывает практика, работает.

Кстати, мне очень нравится идея о том, что, если присмотреться, многие процессы у мужчин и женщин симметричны – да и вообще мы схожи значительно сильнее, чем кажется. Мне это очень помогает договариваться – не с позиции силы, а с позиции понимания и баланса.

Так что вот схожий пример из мужского мира (Джонсон «Он. Глубинные аспекты мужской психологии»):

… во время путешествия ему [Парсифалю, в данном случае обобщенному образу мужчины] встретился замок, где жила прекрасная дама в то время, когда ее постигло несчастье. Замок носил ее же имя — Бланшфлер [что означает «Белый Цветок»]. Бланшфлер — первая по значимости прекрасная дама во всем мифе. Все, что ни делал Парсифаль потом, было связано с прекрасной дамой по имени Бланшфлер.
Может показаться, что Бланшфлер — самая несчастная и неудовлетворенная жизнью женщина, какую можно себе представить; однако следует помнить: Бланшфлер — не реальная женщина из плоти и крови. Она воплощает часть внутреннего мира Парсифаля, его внутреннюю фемининность. Если женщина из плоти и крови начинает вести себя подобно Бланшфлер, с ней следует немедленно расстаться.

Замок, в котором жила девушка, осадили враги, поэтому она попросила помощи у Парсифаля. Она обещала ему солнце, луну и все звезды на небе, если он поможет ей освободить замок. Подчинивишись глубинному закону, который гласит: «Мужчина не знает своей силы до тех пор, пока она ему не потребуется», юноша обещал освободить ее замок от захватчиков. Парсифаль вышел перед осаждавшим замок неприятельским войском и вызвал на поединок второго по силе рыцаря. Победив его, юноша взял с него клятву верности и отправил ко двору короля Артура. Затем Парсифаль вызвал на поединок первого рыцаря неприятельского войска и поступил с ним точно так же. К концу нашей истории у двора короля Артура соберется целая толпа побежденных противников, присланных Парсифалем.

... Эту вдохновительницу, живущую «за пазухой» каждого мужчины, Юнг назвал анимой — вселяющей душу, одушевляющей, той, которая открывает фонтанирующий источник жизни в сердце любого мужчины. Бланшфлер по праву носит свое имя.
Освободив замок, Парсифаль вернулся к Бланшфлер и провел с ней ночь. …. Но это была очень целомудренная ночь: они были как брат и сестра. Парсифаль выполнил данную им клятву: никогда не соблазнять женщину и никогда не соблазняться женщиной. Кажется, в это трудно поверить. Но следует иметь в виду, что все это происходило во внутреннем мире, глубоко внутри самого Парсифаля. Эту клятву он должен был сдержать, чтобы увидеть Грааль.

Ранее мы уже убедились в том, что Бланшфлер в мифе — не реальная женщина из плоти и крови; речь идет о внутренней женской части, существующей в каждом мужчине, то есть о его аниме. Чрезвычайно важно уметь отличать реальную женщину из плоти и крови от внутренней мужской фемининности, а законы, существующие во внутреннем мире, от законов внешнего мира. Принадлежащие внутреннему миру законы нашей психики абсолютно уникальны и очень часто отличаются от законов внешнего мира. Поэтому самая важная часть этого мифа рассказывает нам о событиях, происходящих с внутренней женщиной, особенно о том, как ее отличать от реальной женщины, живущей во внешнем мире. ...

Снова и снова хочу повторить: пожалуйста, запомните, что эти наставления и советы относятся к тому, как мужчина должен вести себя по отношению к своей внутренней фемининности, внутренней женщине. Они не имеют никакого отношения к его поведению по отношению к реальной женщине. Как правило, люди не осознают этого различия. Они не ощущают необходимого для осмысления пространства своего внутреннего мира. Тогда они следуют этим запретам в реальной жизни, и получается так, что и миф, и средневековье, и психология рыцарского движения понимаются превратно или не понимаются вообще.

Мужчина не приближается к ощущению счастья или к обладанию Священной Чашей, когда покидает женщину из плоти и крови, оставляя ее в одиночестве. Если мы попробуем перенести этот внутренний закон на свое внешнее поведение, то очень скоро придем к пуританству и обремененности чувством вины, что и происходит сплошь и рядом. Но у нас до сих пор нет законов, которые помогали бы нам управлять своим внутренним миром. В мифе о Чаше Грааля содержится совсем немного информации о том, как вести себя с реальной женщиной, но вместе с тем он изобилует ценными сведениями, имеющими отношение к внутренней женщине. А именно это нам нужно больше всего.

Отрывок, конечно, гигантский – но зато в нём вновь и вновь повторяется и раскрывается главная мысль этой статьи – мир физический и мир психический обладают разными законами, и их смешивание не приводит к хорошим результатам.
Еще об одном важном результате. Разделение психического и физического мира позволяет вернуть себе психическую энергию. Помните молодежное состояние влюбленности? Кажется, что оно вызывается тем, что объект влюбленности прекрасен, и с ним нас ожидает прекрасное будущее – и это в тот момент, когда мы, по сути, не знаем о нём и его жизни ничего.
Потом пропадает одна влюбленность и через какое-то время появляется другая…

Если не понимать, что происходит, складывается ощущение, что для влюбленности (или, если хотите, влечения) требуются определенные внешние обстоятельства. Но суть в другом – по сути, мы влюбляемся. Мы вкладываем психическую энергию в отношения; другой человек является для неё лишь «спусковым крючком». Обнаружив это, мы можем понять, что всё дело в нас; и что влечение не уйдет от того, что не будет контакта конкретно с этим человеком, что оно скрыто внутри нашей психики, и мы, в общем, можем контролировать его проявления.

Законы психической жизни – интереснейшая вещь, которая, к сожалению, не так часто попадает в фокус внимания современных ученых по причине сложности изучения статистическими методами, которые считаются «более научными».

Я, например, далек от простой мысли, что «эмоции важны». Для меня это частое объяснение недостаточно – почему важны? Чтобы было здоровье? А можно обойтись без них, только таблетками влияя на самочувствие? А почему нет? А что делать, если эмоции противоречат друг другу… или же противоречат общественному мнению?

В первых теориях Фрейд считал, что в «Оно» – концепте внутреннего мира, как отдельного, неподконтрольного человеку пространству – заключаются исключительно животные инстинкты, которые должны быть осознаны и в каком-то смысле исключены, как нарушающие общественный порядок. К счастью, спустя долгое время мы пришли к тому, что эмоции, в том числе детские состояния, дают много энергии – и поэтому в современной психологии считается важным от них не избавляться, а в должной мере поддерживать. И это очень хорошо, но по-прежнему не даёт ответа на вопрос «зачем?»

Лично мне близка позиция, развиваемая в рамках юнгианской психологии. «Как заметил Юнг, смысл жизни проясняется, когда люди чувствуют, что они живут символической жизнью, что они – актеры в божественной драме. Только это обстоятельство и придает смысл человеческой жизни; все остальное – банально и не заслуживает вашего внимания. Карьера, рождение детей – все это майя (иллюзия) по сравнению с тем, что делает вашу жизнь осмысленной» (Холлис, «Перевал в середине пути»)

В рамках этого подхода можно сказать, что наши эмоции возникают не случайно, и не только как биологические реакции на внешние раздражители. Они объединены в систему, в нашу собственную историю, в личный миф нашей жизни. В этой позиции рациональный подход Эго становится вещью второго плана, поскольку в центре мифа находится герой (в юнгианстве – наша Самость, наша глубинная составляющая), которая, выражаясь поэтически, ведома богами.

Желудок не спрашивает, хотите ли вы есть. Мозг не спрашивает, хотите ли вы спать. Желание Эго считать себя властителем внутреннего мира понятно, но так ли это на самом деле? Стоит ли рассматривать проявление эмоций как восстание против власти рационального – что, кстати, последнее такое? Или же внутренний мир изначально является миром мифа, а рациональность предлагает лишь осмысленный путь примирения его с миром внешним?

В рамках юнгианской психологии так и считается – там по-разному называются такие части личности как Самость (автономный внутренний мир) и Персона (маска, одеваемая для адаптации к внешнему миру людей)

Мне этот подход кажется значительно более… человечным, что ли. При нем не чувствуешь необходимости извиняться за несоответствие общественным ценностям, поскольку он дает твоей личности то, чем можно гордиться вне зависимости от мнения окружающих.

Он как будто говорит: у тебя есть душа, и ты можешь гордиться ею.



Конечно, отдельным вопросом всегда будет стоять нахождение баланса между внешней и внутренней жизнью. Вот как об этом пишет Холлис, рассматривая решение этой проблемы как важное условие для преодоления кризиса среднего возраста:

«Людям, находящимся в среднем возрасте, не нужно напоминать про материальные условия жизни. Но к этому возрасту человек, даже если он боится нищей старости, четко усваивает прописную истину, что за деньги счастье не купишь. И мы начнем воспринимать деньги, как и другие проекции первой взрослости, как простые бумажки или металлические кружочки, которые приносят пользу, но в конечном счете оказываются не столь уж важными. Поэтому каждый из нас имеет материальные цели и связанные с материальной жизнью травмы. Для многих женщин, которым нужно заботиться о семье, экономическая свобода означает полномочия, которых они не имели. Для большинства мужчин, находящихся в среднем возрасте и напуганных огромными налогами и платой за обучение в колледже, экономика означает строгий пиджак и галстук и бесконечные ограничения.
Чтобы соответствовать этим реалиям, многим из нас приходится работать всю жизнь. Одни из нас получают на работе эмоциональную поддержку; другие ждут-не дождутся пенсии, которая манит их, словно оазис в пустыне. Фрейд придерживался мнения, что работа является обязательной составляющей здоровья, но какая именно работа? Есть огромная разница между работой и призванием. Работа – это средство, с помощью которого мы зарабатываем деньги, чтобы решить свои материальные проблемы. Призвание (от латинского слова vocatus, зов) – это то, к чему нас постоянно влечет жизненная энергия. Призвание является неизбежной частью индивидуации, оно дает нам возможность увидеть результат своей деятельности и позволяет не обращать внимания на те призывы, которые могут повредить нашей душе.

В жизни не мы выбираем себе призвание, это оно выбирает нас. Наш выбор заключается только в том, как мы реагируем на этот выбор. Наше призвание может не иметь ничего общего с зарабатыванием денег. Человек может быть призван заботиться о других. Некоторые имеют призвание заниматься изобразительным искусством, и даже когда их искусство не получает признания, они продолжают им заниматься, несмотря на пренебрежение или даже резкое осуждение окружающих. [И это также про разницу внешнего и внутреннего миров]

...
Разумеется, материальный фактор нельзя игнорировать, но существуют разные возможности. Можно провести в материальном рабстве всю жизнь, а можно сказать: «Таким образом я зарабатываю на жизнь и плачу долги кредиторам, а так удовлетворяю потребности своей души». Например, я был знаком с одним магистром философии, который ежедневно с трех до восьми утра разносил почту. Это была неинтеллектуальная работа, необходимая для уплаты счетов, зато остальную часть дня он был свободным человеком. Он нашел для себя необходимый баланс между работой и призванием и жил в соответствии с ним.»

Надеюсь, это было интересно.
Но мне бы хотелось еще раз вернуться к важной для меня идее. Несмотря на большую вариативность ситуаций, подчеркиваю, что их решение опирается на базовый прицнип – «существует внешний, физический мир, и внутренний, психический, и они обладают разными законами, поскольку обеспечивают работу разных частей бытия»
Для меня постоянное применение этого принципа даёт хорошую опору в жизни. Это позволяет не думать об отдельных правилах в конкретной ситуации («быть эмоциональным/не быть»), а постепенно воспитывать интуицию, постоянно задавая себе вопросы: «К какому мире относится данное действие? Соответствует ли оно его законам?».

А как вы обеспечиваете баланс между законами внутреннего и внешнего мира? С какими проблемами сталкиваетесь? :)

Комментарии


comments powered by Disqus