Мужчина и анима


ВАЖНО: Слова «мужчина» и «женщина» в данном тексте употребляются в обобщенном исторически-культурно-психологическом смысле, а НЕ в биологическом. Автор не говорит, что сказанное применимо для любых женщин и мужчин и имеет биологические основания – а всего лишь о том, что подобные явления часто наблюдаемы.


В теории Юнга считается, что у мужчин, которые часто традиционно воспитываются так, чтобы вести себя маскулинно, решая внешние проблемы и борясь за власть, есть некий внутренний образ прекрасной женщины, олицетворяющий всё то, что обычно мужчине недоступно. Этот феминный образ называют Анимой, и для мужчины он является олицетворением радости, игры, легкого и беззаботного отношения к жизни. Симметрично, у женщин часто есть внутренний образ Анимуса – мужественности, обладающей силой, знанием и позволяющей решать внешние проблемы.

Однако, целью традиционного воспитания молодежи является вовсе не понимание собственной психологии, а умение интегрироваться в социум. Как результат, мужчины хорошо что-то делают, но с трудом понимают собственные эмоциональные реакции, не осознавая Аниму. Более того, согласно психологическим правилам, неосознанное начинает проявляться в проекции – переносе ряда внутренних свойств на внешнего человека, возможно, этими свойствами и не обладающего. Согласно юнгианской психологии, именно этот феномен лежит в основе молодежной романтической любви – парни наделяют свойствами Анимы веселых и приятных девушек, девушки наделяют защитными свойствами Анимуса мужчин постарше, обладающих влиянием и ресурсами. И, что довольно естественно, быт, возникающий при создании семьи, развеивает проекции романтической любви – люди рядом оказываются далеко не теми, кем они нам представлялись.

Однако мне бы хотелось в этом тексте обратить внимание на другое. Как результат вышеуказанных процессов, мужчина не очень-то осознает свои собственные эмоции. Не может их понять, выразить, и что-то с ними сделать – и часто делегирует/проецирует этот процесс кому-то ещё. Учитывая, что эмоции являются существенной частью жизни, мы получаем парадоксальный и странный результат – мужчины обладают относительно большими возможностями относительно получения материальных благ, заработка и т.д., но при этом являются практически беспомощными, когда дело касается их внутренних эмоциональных состояний.

В результате, существует множество традиций, которые легитимизируют получение эмоций у мужчин – к сожалению, не через осознание внутренних процессов, а через уже упомянутое проецирование своей внутренней потребности в эмоциональной жизни, своей Анимы (внутренней женственности, легкой и игривой), на внешнюю женщину.

Рассмотрим две зарисовки. Одна касается Японии и восточного общества:

«Когда у японского мужчины периода Эдо выдавались свободная минутка на развлечения и рё-другое на карман, он немедленно стремился попасть в волшебный карюкай («мир цветов и ив») – собирательное название индустрии «развлечений для взрослых мужиков». Располагался этот мир во вполне конкретных местах – в специально огороженных кварталах юкаку и ханамати (город цветов). В первых жили и работали юдзё – японские проститутки, а во вторых трудились гейши.

Главная цель гейши – создание хорошего настроения гостю (гостям), пришедшему на вечеринку, с помощью «культуры и искусства» (танцы, пение, игра на музыкальных инструментах, чтение и сочинение стихов, «застольные игры»), а также приятной беседой и вежливым обхождением.» [1]

Обратите внимание на две детали: во-первых, мир женственности называется «миром цветов и ив». Это мир эмоций, мир ярких красок, некой расслабленности и близости к природе – всё, что недоступно мужчине, пока он работает.

Кстати, я с трудом представляю себе мужчину за сбором цветов. Интересно, были ли хоть какие-то ритуальные занятия такого типа для мужчин, когда они собирали цветы ДЛЯ СЕБЯ? (Вариант «нарвать цветов и подарить букет», по понятным причинам, не рассматриваем)

Во-вторых, обратите внимание, чем занимается гейша. Её цель – «создание хорошего настроения». Не секс, а создание общей эмоциональной атмосферы. Из чего, в общем, следует, возможно, неочевидный для большинства женщин вывод, что мужчина в среднем не способен сам себе создать хорошее настроение.

Я даже рискну, не проводя исследований, высказать гипотезу, что секс для мужчины – скорее способ получить хорошее настроение, расслабиться и ощутить спокойную близость, нежели что-то еще.

Схожие механизмы, есть и в западной культуре. Вот как их описывает юнгианский психоаналитик Холлис:

«Обратим внимание на очень искусно скрытое послание пивных компаний, которое появляется в каждой спортивной телепередаче. Группа веселых мачо-парней складывают балки в штабеля, пилят бревна или управляют грузоподъемником. (Их никогда не увидишь за компьютером или с ребенком на руках.) Как только звучит сигнал, означающий конец рабочего дня, приходит их время! Вся компания идет мыться, и при этом они позволяют себе фамильярно обращаться друг с другом. В баре они заказывают пиво, находясь в обществе стандартной дежурной блондинки, необходимой для того, чтобы мы не сочли их гомосексуалистами. Блондинка является живым воплощением анимы, способной вызвать веселье, гнев или сентиментальное настроение

То же самое... и практически теми же самыми словами о «создании хорошего настроения». Общность проблем, несмотря на дистанцию между культурами, меня лично поражает. Кстати, в западном варианте анализ осложняется отсутствием таких поэтических названий как «мир цветов». Но суть остается прежней – это поиск приятного настроения, поиск феминности. Также можно предположить, что алкоголь используется для снятия традиционного давления со стороны общества, для возможности быть собой, быть эмоциональным. Правда, это происходит ценой временного заглушения логических связей, что рекомендовать, разумеется нельзя.

Выводы также прекрасно сделаны у Холлиса, так что закончу я также его цитатой:

«Как может женщина ожидать от мужчины хорошего отношения, если у него отсутствует связь с внутренней фемининностью, то есть со своей душой? Ни одна женщина не в состоянии заменить ему эту внутреннюю связь; она лишь может принимать на себя мужские проекции и в какой-то степени нести их на себе. Сохранившийся до нашего времени древнеегипетский текст «Уставший от жизни человек в поисках своей души» свидетельствует о том, что эта проблема далеко не новая. Новым является лишь усиливающийся призыв к мужчинам, от которых по-прежнему требуют исполнять роли воина и рабочей лошади, обратиться внутрь себя и найти истину именно там.

Роберт Хопке в своей книге «Мужские сны и исцеление мужчин» утверждает, что мужчине требуется примерно год индивидуальной терапии, прежде чем он сможет интериоризировать и признать свои истинные чувства, – целый год лишь для достижения того уровня самоощущения, которое, как правило, у женщины существует изначально. Я полагаю, что он прав, однако сколько мужчин готовы целый год проходить терапию лишь для того, чтоб достичь этой отправной точки? К счастью, некоторые из них все-таки ее проходят, но многие избегают – и потому проигрывают. Будучи жертвами патриархальности, они признают лишь присутствие или отсутствие власти, считая ее признаком своей мужественности. Поэтому при переходе через Перевал мужчина должен снова превратиться в ребенка, повернуться лицом к страху, скрытому под маской власти, и снова задать себе те же вопросы. Они очень просты: «Что я хочу? Что я чувствую? Что я должен сделать, чтобы быть в ладу с самим собой?» Очень мало современных мужчин могут позволить себе роскошь задавать такие вопросы. Поэтому, утомленные работой, они в большинстве своем мечтают выйти на пенсию и поиграть в гольф где-нибудь на Елисейских Полях, пока с ними не случится сердечный приступ. Пока мужчина не сможет смиренно задать эти простые вопросы и позволить говорить своей душе, у него нет никаких шансов. Он остается дурной компанией и для самого себя, и для своих окружающих.»[2]

Как-то так. Проблем у мужчин с эмоциональной сферой немало, и они в какой-то мере симметричны проблемам женщин в сфере традиционной работы и власти. Хотя есть социальные ритуалы, позволяющие получить временное облегчение, в юнгианской психологии считается, что правильнее их решать, исследуя свой внутренний мир.


[1] «Жизнь в стиле укиё – 16", https://qebedo.livejournal.com/2073790.html
[2] Дж. Холлис «Перевал в середине пути»


Опубликовано в разных вариантах:
https://www.facebook.com/groups/iznakurnozh/permalink/2871548192902684/, https://vk.com/psybalans?w=wall-180309979_76