Об утрате связи с Анимусом


(Дополнение к материалам встречи ефремовцев от 25 октября 2015)


Интересно, что на встрече женщинами был поднят, но ввиду разных обстоятельств совершенно не раскрыт такой тип проблем, как утрата связи с Анимусом, отражением внутренней маскулинности.

О важности этой проблемы

Условно можно провести следующее разделение – Анима (женская составляющая личности) отвечает за то, чтобы воспринимать эмоциональную сферу жизни, Анимус (мужская составляющая) за то, чтобы воспринимать рациональную сферу.
Интересно, что крайне много внимания в литературе уделяется проблеме связи с Анимой. Связано это, как я предполагаю, с двумя фактами:


  1. Большинство исследователей является мужчинами; а, следовательно, одной из их основных проблем является налаживание контакта со своей женской частью.
  2. Изначально юнгианский анализ пришел из западного общества. Можно сказать, что западное общество более ориентировано на действие в своём публичном аспекте (в то время как восточное на созерцание). Например: мы постоянно читаем истории про западных успешных бизнесменов, и даже про успешных с точки зрения работы и бизнеса женщин. Такое общественное устройство естественно вытесняет Аниму в Тень, а значит, будет порождать психологические работы по налаживанию с ней контакта. По словам Андрея даже ученицы Юнга пришли к выводу о том, что женщине необходимо устанавливать контакт со своей женственностью – что лишний раз свидетельствует, на мой взгляд, о серьезном перекосе в западном обществе. В нормальном варианте, на мой взгляд, должна существовать симметрия, указанная Юнгом, и заключающаяся в том, что женщина интуитивно чувствует свою женственность, и испытывает недостаток именно от непонимания мужественности.

Эти факты наталкивают меня на мысль, что исследование разрыва связи с Анимусом крайне важно именно в нашем, российском, восточном по образу мышления обществе. Часто говорят, что у нас не работают схемы западной психологии – это может быть связано с тем, что традиционное соотношение Персона/Тень (а значит, и проблем, содержащихся в Тени) у нас кардинально отличается от западного.
Возьмем характерные примеры:
Западное общество Восточное общество
Характерная проблемаОтсутствие радостиОтсутствие возможности повлиять на окружающий мир, жалобы на беспомощность
Необходимый ресурс для решения Умение и практика эмоциональной деятельности Умение и практика эффективной профессиональной деятельности, влияющей на окружающий мир
(Предположительно)
Связь с каким архетипом нарушена
Анима Анимус

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что исследование разрыва с Анимусом крайне полезно для нашего общества.


Еще одно косвенное подтверждение – есть очень хорошие отзывы о книге Некрасова «Путы материнской любви», которая описывает возникающие проблемы у наших мужчин, связанные с отсутствием инициативности – т.е. прямым намеком на отсутствие характерной маскулинности. Такая книга для западной публики совершенно нехарактерна, но у нас она выглядит достаточно интересно.

Симптомы

Перейдем к симптомам проблем с Анимусом. Чтобы было легче понять, будем приводить параллельные примеры, связанные с Анимой. Сразу отметим, что проблемы с Анимусом в нашем обществе будут более характерны для женщин, но также в определенной мере будут понятны для мужчин.


Симптом утраты контакта:
С Анимой: Отсутствие принятия эмоциональных переживаний, эмоций, зажатость, излишняя твердость. По словам Джонсона: «Об отношениях мужчины с его анимой можно судить, наблюдая за выражением его лица. Чтобы сразу получить представление о его отношении с анимой, можно просто пройтись по улице, глядя на лица проходящих мимо мужчин. Мужчина, у которого отсутствует контакт с фемининностью, может выглядеть жестким, негибким, его лицо может выражать горечь, либо у вас создается впечатление, что его что-то гложет изнутри. Существует воспоминание о Линкольне, который после встречи с одним из посетителей сказал своему секретарю: «Мне не нравится лицо этого человека». Секретарь ему ответил: «Но он же не виноват, что у него такое лицо, он не может за него отвечать». На это Линкольн возразил: «После сорока лет каждый мужчина отвечает за свое лицо».»
С Анимусом: Ощущение беспомощности, невозможности что-то понять и на что-то повлиять. Излишняя мягкость, приятие действительности.


Симптом случайного прихода в виде Тени, гиперкоменсации:
С Анимой: неподконтрольное выражение эмоций. Лучше всего выразил это Джонсон в книге «Он»: «Теперь о настроении. Это непростой вопрос, так как настроение — вещь весьма странная. Оно похоже на маленький психоз, как если бы человек стал чем-то одержимым. О настроении мужчины, как правило, заходит речь, если его переполняет или им овладевает содержащаяся в бессознательном фемининность. Мужчина, подверженный своему настроению, — это мужчина, находящийся во власти внутренней женщины. На языке современного сленга это звучит следующим образом: «Он совсем остервенел».»
С Анимусом: гиперстремление что-то сделать, одержимость работой, целью. Можно привести следующий пример из современного российского общества: часто женщина/жена, ощущая, что что-то должно быть сделано, но мужчина/муж не прикладывает к этому никаких усилий, все бросает, и начинает резко заниматься этим самым делом, пытаясь получить результат. Результат, возможно, и получается (часто не такой хороший, как представлялось), но при этом и женщина, и окружающие её люди становятся измотанными.


Случай из практики: один российский гражданин М. умеет изобретать достаточно эффективно делать изобретения в одной из технических сфер, связанной с электроникой. Однако в деятельности, связанной с продажей своих изобретений – регистрации фирмы, ведении дел, продвижении на рынке – он не очень хорошо разбирается. Как следствие, у него возникает ощущение беспомощности, невостребованности в тот момент, когда заказ отдается его конкурентам, качество результата которых хуже, но работа с которыми более стабильны и предсказуема. Как следствие, он то жалуется на жизнь и невозможность повлиять на коррумпированных чиновников-бездельников, то резко начинает быть агрессивным и показывать окружающим близким его людям, что он может принимать какие-то решения (бить кулаком по столу, затевать ремонт (не оканчивая его) и т.д.)

Симптомы в произведениях Ефремова


(естественно, мы только предполагаем, что у данных героев были соответствующие проблемы)


«Лезвие бритвы» – первая история, болезнь матери Анны. Из истории мы ясно видим, что и Анна и её мать страдают от того, что ничего не могут сделать, от беспомощности перед судьбой – мать ввиду нервного потрясения глобально утратила возможность двигаться и говорить, а Анна оказалась привязана к ней, и не в силах поменять судьбу.

«Весь день, обходя очередные поля, колодцы и родники, он думал, как вызволить Анну из ее жестокой кабалы. Ключ к решению вопроса заключался в болезни матери — Анна не могла расстаться с парализованной ни при каких условиях. Взять с собой в Ленинград Анну с больной матерью было не под силу одинокому студенту.»

Эта же проблема, ввиду эмпатии, ощущается и Гириным:

«Дверь в комнатушку Анны раскрылась и захлопнулась. Один из пришельцев удалился, нагло топоча сапогами. Гирин стоял в нерешительности, загоревшись яростным желанием дать бой негодяям и боясь вмешаться в неизвестные ему отношения. Но когда он начал размышлять о тяжкой трагедии Анны, его невмешательство показалось ему постыдным. Он лежал без сна, жалея о том, что, несмотря на свой рост и большую силу, он все же лишь неопытный мальчишка. И так захотелось ему быть суровым и бородатым вроде паромщика. Тогда он был бы уверен, что не уступит девушку ее нелепой судьбе.»

Как мы видим, здесь явно показываются две черты этой проблемы и переход между ними – «боязнь вмешательства в отношения», полное подчинение судьбе, и «яростное желание дать бой», гипержелание проявить силу, что, как мы можем предположить, ничего особенного в ситуации бы не изменило.
Интерпретировать болезнь матери Анны, если её трактовать как психологический паралич, можно как соматическое (т.е. телесное) влияние разрыва контакта с Анимусом – полное ощущение невозможности на что-то повлиять в мире. Гирин «лечит» её, заставляя проявить, показать хотя бы малейший элемент силы – и использует для этого силу ненависти.


Из «Часа Быка»:
Фай Родис о жителях Торманса:

«…им нужна психологическая тренировка, чтобы освободить их от страха преследования и от фетишизирования власти. Слишком далеко разошлись здесь отношения людей с государством. Оно стоит над ними как недобрая и всемогущая сила.»

Это именно то ощущение, которое сопровождает утрату связи с Анимусом – ощущение беспомощности.


Вот еще пример, касательно ученых:

«К удивлению астронавигатора, присутствующие вели себя непринужденно и высказывались довольно резко. Наслушавшись о произволе олигархов, Вир Норин даже встревожился. За такие речи ученых должны были немедленно упрятать в тюрьму. Лишь позднее до него дошла психологическая тонкость политики Чойо Чагаса: пусть выговариваются – они все равно не могут не думать о положении общества, – пусть разражаются пустыми речами, зато не будут создавать конспиративных организаций, борьба с которыми привела бы к нежелательным изъятиям из среды ценных для государства интеллигентов.»

Т.е. есть определенная форма, в которой ученые могут выражать, когда на них «нападает Анимус» – и эта форма речей. Ефремов даже где-то замечает, что на конференциях народ долго говорит о привычных вещах – видимо, это тоже форма компенсации за отсутствие внимания и возможности на что-то повлиять.


Или вот пример той же утраты возможности действия, но на самом высоком уровне, Чойо Чагаса:

«– Да, да! Я не могу обойтись без них, без этих «джи», но не верю им.».

«Гребенка террора время от времени прочесывала массы «джи», сановников-«змееносцев», ученых и «глаз владыки», оставляя неизгладимый ужас. Боязнь ответственности лишала людей инициативы. Боязнь любого риска и подыскивание оправданий на все случаи жизни были едва ли не главными в работе этих людей. Они сделались негодным человеческим материалом, подобно людям, пережившим катастрофу, которые более не могут вести борьбу ни с какими трудностями, так как прежние испытания парализовали их мозг и их волю.
 
Чойо Чагас ненавидел свое окружение, но не мог найти выхода из тупика, куда завело его продолжение старой политики Мудрого Отказа.
 
Чойо Чагас ударил по столу ребром ладони. «А зачем вообще искать выход?...»

В целом, общество Торманса характерно тем, что в нём все разочаровались в возможности что-то изменить и пытаются хоть как-то плыть по течению, по возможности не сваливаясь в откровенно провальные времена. Полное покорство перед судьбой, которое периодически провоцирует вспышки бунта.


Кстати, интересно, что это постепенно захватывает и землян – они все ощущают невозможность эффективно действовать, и поэтому ощущают подавленность:

«– Вы утомлены, Родис? – спросил Гриф Рифт.
– Нет. Просто недовольна собой. Все у меня не ладится. Плохо я понимаю эту жизнь и делаю ошибку за ошибкой… О нет, ничего серьезного, – успокоила она, заметив тревогу на лицах друзей.»

Или

«Странное, новое чувство завладело ею. Похожее на грусть, оно стеснило ей сердце. Но грусть приносила с собой ощущение отрешенности, а сейчас Чеди будто запуталась в сетях неопределенной вины. Она еще не понимала, что к ней пришла жалость – древнее чувство, теперь так мало знакомое людям Земли. Сострадание, сочувствие, желание помочь владели человеком Эры Встретившихся Рук. Но жалость, которая родится из бессилия отвратить беду, оказалась внове для Чеди Даан и заставила ее тревожно осмысливать свое поведение. Недовольная собой, она старалась найти ошибку, не подозревая, что оба ее товарища – Эвиза и Вир – так же мучительно спотыкались на первых шагах жизни в столице.»

О принципах лечения


Эта тема требует дополнительных размышлений; но одно, пожалуй, можно сказать точно – исходя из принципов симметрии, мы должны воспользоваться теми принципами, которые используют на Западе для налаживания связи с Анимой, и «отразить» их на свою текущую ситуацию. И, конечно, в любом случае лечение направлено на поиск и создание баланса между маскулинностью и феминностью.


Мы это сформулировали в виде следующего правила:
Делай ту работу, которую тебе хочется делать, и которую ты можешь сделать.

  • Если человек делает только то, что должен/эффективно/приносит много денег – он теряет контакт с Анимой (западный вариант)
  • Если человек делает только то, что ему хочется/интересно/считает основным процесс, а не результат – он теряет контакт с Анимусом (восточный вариант)

Примеры второго: перфекционизм (человек целится на то, что не может сделать осмысленными усилиями), постоянное сопереживание проблемам других людей (фокус смещается на те проблемы, на которые человек не имеет влияния).


Итак, если западному человеку часто рекомендуется начать заниматься тем делом, что ему в радость (ценой понижения эффективности), то восточному человеку можно порекомендовать сфокусироваться на собственном профессиональном развитии, фокусировки на собственных делах, доведении простых дел до конца.
Это общие принципы, возможно, в дальнейших текстах они будут развиты сильнее.