Мышление героев Ефремова и современных людей: отличия и пути их преодоления
Январев В.И.
Пятые Ефремовские чтения-фестиваль «Полвека романа И. А. Ефремова “Лезвие бритвы”: антропологический и культурный синтез» (программа)
Герои Ефремова в своем мышлении напоминают лучших людей современности. Естественным образом встает вопрос – как обычный человек может достичь такого уровня мышления, величия, такой устойчивой нервной системы? Что ему мешает?
Пытаясь ответить на эти вопросы, мы создали модель эволюции когнитивных моделей – модель эволюции представлений человека об окружающем его мире. Модель описывает как благоприятное, правильное развитие представлений человека, так и возможные отклонения от него.
Правильное развитие предполагает переход от наивных, эмоциональных, культурно обусловленных представлений о любой деятельности, к рациональному анализу ситуаций, в этой деятельности возникающей. На следующем этапе необходим синтез рационального и эмоционального видения мира, путь «по лезвию бритвы», глубокое прочувствование производительных, познающих сил человека в рамках данной деятельности.
Неправильное же развитие может рассматриваться как «сход» с этого непростого пути – например, отклонение в излишне формальное отношение к жизни или попытки наивного ухода в природу ради получения позитивных эмоций от «простой жизни». Ефремов замечательно раскрывает эти ошибки через экстраполяцию подобного мышления на целые классы – «джи» и «кжи» – и полемику землян с ними (роман «Час Быка»).
Однако мало понять существование правильного и неправильного развития мышления – необходимо выделить их основные признаки, проверить правильность предсказаний – иначе модель не может считаться научной и не сможет эффективно использоваться на практике.
Предлагаемая модель состоит из 5 основных типов когнитивных моделей (представлений о мире) и сценариев перехода между ними. Мы верифицировали (проверили) наличие данных типов и сценариев перехода в разных областях деятельности – исследовали представления людей в области личных отношений (любви), в бизнесе, науке, искусстве.
Основной результат – мы нашли во всех областях социально значимые явления, подтверждающие наличие как механизмов правильного развития, так и типовых, предсказываемых моделью, ошибок, приводящих к замедлению или прекращению развития людей. Кроме того, мы обнаружили, что модель эффективно описывает такие феномены, как: различие формального и реального образования, типовые отличия мышления гуманитариев и естественников, отличие мышления «критика» от мышления «творца».
Мы надеемся, что использование данной модели поможет избежать типовых ошибок развития современного человека на пути к самоактуализации и величию, к такому же мышлению и психике, как и у героев Ефремова.